Состояния человеческого «Я»
04.03.2010 | 0 комментариев

Описание, приведенное Идрисом Шахом в книге "Благоухающий скорпион", можно еще назвать картой, с которой путник может сверяться время от времени на своем пути.


СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я»


«Я», называемое Нафс, проходит в процессе суфийского развития через определенные стадии, существуя поначалу, как смесь физических реакций, обусловленного поведения и различных субъективных стремлений.

 

Семь стадий человеческого «Я» заключают в себе процесс трансформации, завершающийся стадией совершенства и ясности. Некоторое называют этот процесс «очищением Эго».

 

Эти стадии таковы:

 

Командующее «Я»;

Осуждающее «Я»;

Вдохновенное «Я»;

Спокойное «Я»;

Удовлетворенное «Я»;

Удовлетворяющее «Я»;

Очищенное и завершенное «Я».

 

Каждое из вышеприведенных определений выражает одну из основных характеристик «Я» в его восхождении. Поэтому, по мнению суфиев, во всех культурах большинство людей, как правило, знакомы только с первой стадией «Я», определяемой в морально-этических системах этих культур как состояние, в котором человек заботится только о собственных интересах. Обычный человек, когда он живет ценностями обычной религии и морально-этических учений, находится на стадии, на которой, по мнению суфиев, он всего лишь борется со своим Командующим «Я», когда его Осуждающее «Я» проявляется в том, что он укоряет себя за свои недостатки. В результате такой схемы некоторые наблюдатели опре-деляют суфийское развитие как процесс, пять ступеней которого выходят за пределы того, что известно обычному "Моральному" человеку.


Нельзя отрицать, что, в глазах суфиев, стадии, например, человеческого служения и заботы о других людях выглядят не очень-то большим достижением, хотя системы, ставящие мораль во главу угла, превозносят эту деятельность до небес и считают ее почти недостижимым идеалом. Поэтому когда в XIII веке Саади сказал:

 

«Все дети Адама, как члены единого тела, друг с другом соединены;

Каждый человек принадлежит к той же субстанции, что и его братья,

И когда одна часть тела испытывает недомогания и боль,

Другие части не могут наслаждаться покоем.

О ты, безразличный к боли своего брата,

Не подобает называться тебе человеком» ["Гулистан"],

 

он подчеркнул, что суфии, хотя и признают жизненную важность служения, оставляют двери открытыми для достижения многих других стадий, выполняющих для человечества более высокие функции. Суфии придерживаются взгляда, что считать благополучие людей, при всем его значении, самым высоким из возможных достижений, значит ограничиваться фактически пессимистической и неприемлемо узкой позицией. Опять-таки, стремление к благополучию человечества является минимальным, но не максимальным человеческим долгом.


Командующее «Я» - источник индивидуальности, контролируемой сознанием, замешанным на надеждах и страхах, воспитании и воображении, эмоциональных и других факторах, которые вместе составляют человеческую личность в ее, что называется, нормальном состоянии. Таково состояние большинства людей, не прошедших через процесс очищения.


Осуждающее «Я» – это состояние «Я», способного отслеживать свое поведение и воспринимать второстепенную природу многих вещей, прежде казавшихся основными, понимать относительность понятий, которые обычно предполагаются абсолютными, и так далее. Это та часть мужчины или женщины, которая удерживает его/ее от недостойных поступков, и в то же время – это область, через которую законная критика данного индивидуума, исходящая от других людей или от окружения, попадает по адресу. Такова стадия обычного сознания. Большинство людей останавливается на ней и ходит по кругу.


Когда «обездоленное», или командующее «Я», и упрекающее, или осуждающее «Я» выполнили свою работу, орган восприятия и действия становится достаточно чувствительным, чтобы воспринимать теперь впечатления, от которых прежде он был заблокирован, поэтому эта стадия называется Вдохновенным «Я». На этой стадии человек получает первые, хотя и несовершенные, свидетельства существования и надежного действия Высшего элемента, Высшей силы, власти или Коммуникационной системы.


Хотя слово «нафс», которое мы переводим как «Я», часто переводили как «душа», значение этого слова на самом деле совсем другое; оно означает то, что можно назвать реальной личностью индивидуума. Душа же обозначается другим словом – «рух», дух.


Так называемое низшее «Я» (нафс) при прохождении через эти стадии, как говорят, «умирает» и трансформируется. Так как считается ,что «Я» умирает так-же и при наступлении физической смерти, то этот процесс обозначается фразой «умирание до своей смерти». Цикл смерти и возрождения человек таким образом проходит в течение этой, земной жизни, в отличие от индуистской модели, где рождение и смерть понимается буквально, как повторяющийся цикл перевоплощений, когда человек снова и снова рождается и умирает.


Попытки побудить свое «Я» действовать в неправильной последовательности, то есть открыться для высших восприятий до того, как будет достигнута третья стадия, или попытка вызывать или использовать высшие мистические переживания до достижения пятой стадии, неизменно приводят человека к смятению, а иногда и к чему-то похуже, что нашло свое отражение в современной литературе, созданной экспериментаторами, которые выбирают свою собственную после-довательность в духовном развитии и, в результате, вызывают в себе совершенно неуправляемые процессы.


Вследствие подобных опытов люди могут сойти с ума или быть на грани этого. Многие из них воображают себя духовными учителями, а некоторые и другим внушают, что те – тоже учителя.


Внутренние психологические проблемы людей, пытающихся форсировать изменения в своей психической жизни, представляют собой интерес для клинической или экспериментальной психологии. Есть и такие, что не доходят даже до этого и не достигает даже той стадии, на которой могли бы осознать, что их поверхностный интерес к метафизике заслоняет от них нечто более глубокое; они пробуют различные упражнения, выполняя их механически или нерегулярно. Неудивительно, что они пытаются переполнить себя эмоциями.


Во всех других отношениях они могут быть весьма приятными людьми, но из-за того, что им свойственно всему давать рациональные объяснения, их уделом являются иллюзии.


Смотрите далее заметку Типы высших сознаний - методы и пути к ним

Фокусы внимания
Arif Shah mines of light Абджад Амина Шах Ариф Шах археология культур Афганистан Баязид Бистами видео внимание Габбе Гарфанг Головин группы дарвишь декларация намерений дервиш Дорис Лессинг знание игра Идрис Шах исихазм истории История о Мушкиль Гуше кватернити кватернити правила кватернити шахматы концепции - гипотезы - догмы культура медитация и физиология миф о Менделееве мозг Морраг Муррей мышление обусловленность обучающие истории обучение Олсуфьев Омар Шах палау поведение человека понимание поэзия привычки ума психология развитие сознания разоблачение иллюзий Руми самообман Сирдар Икбал Али Шах сказка сказки сказки и легенды состояния сознания Сумрачный каприз суфизм суфии Туманы черных лилий умная молитва установки сознания Учиться как Учиться философия Франциск Ассизский Шабистари шахматы эмоциональность

Издательство Эннеагон (Enneagon Press)

Наш сайт подключен к системе проверки правописания Orphus. Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Система Orphus
Каталог
Интернет-магазин издательств
Новости